Башня-редан «Кронпринц»
Историческая справка
EN
Расположенная в центральной части города Калининграда по адресу Литовский вал, 38, казарма «Кронпринц» является главным звеном второго оборонительного кольца Кёнигсберга. Величественное фортификационное сооружение возводилось по проекту берлинского генерала и инженера Эрнста Людвига фон Астера. Строительные работы официально были начаты 15 октября 1843 года торжественной закладкой первого камня казармы, в 1849-м строительство было завершено. Казарма была построена для 1-го гренадерского полка «Кронпринц». Полк был создан при Великом курфюрсте в 1655 году и считался королевским и главным в городе. В казарму он вошел в 1849 году. С 1890-х годов казарма утратила свои оборонительные функции. В связи с изменением тактики ведения боевых действий казематы были перестроены под жилые помещения, и с тех пор в них располагались городские службы. После Великой Отечественной войны в казарме разместился штрафной батальон, затем учебный танкоремонтный полк, в 1970-е годы — мореходная школа, общежитие, организации рыбной промышленности и склады. В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР объект был принят на охрану.

Сегодня казарма Кронпринц — это памятник военно-инженерной архитектуры, объект историко-культурного федерального (общероссийского) наследия охраняемый государством. В 2003 году часть оборонительной казармы — башня-редан Кронпринц, а в 2006-м и мансардное помещение были передана в оперативное управление Государственному центру современного искусства. Обретение современным искусством пространства для будущей резиденции, — своеобразный знак времени, указывающий на потенциал актуальной культуры и на изменения, происходящие в обществе.
Текст:
Елена Цветаева

Использованы материалы, предоставленные Радюк Л.Н.
Идея перепрофилирования фортов, старых фабрик, трамвайных депо, вокзалов, электростанций в залы и музеи современного искусства не нова для мировой художественной истории, но для Калининграда это действительно знаменательное событие — красивая метафора, символизирующая капитуляцию милитаристских объектов и военной силы перед искусством.